Знаменитые люди станицы Михайловской

Создавая эту страницу, мы хотим напомнить читателям о знаменитых жителях станицы Михайловской, в разное время прославивших не только станицу, но и Россию.  Первый кандидат - уроженец хутора Садковского, Герой Советского Союза  Михаил Иванович Самохин.
1.   Михаил Иванович САМОХИН  (19.01.1902-19.08.1998) 


Генерал-полковник
Герой Советского Союза (1945)

На время представления к званию Героя Советcкого Союза:
командующий ВВС Балтийского флота, генерал-полковник 

Родился 19.01.1902 на хуторе Садковский ныне Урюпинского района Волгоградской области в семье крестьянина. Русский. В 1914 году окончил неполную среднюю школу.
В 1924 году призван в Красную Армию. Окончил в 1929 году Военно-теоретическую школу ВВС, в 1931 году— Качинскую военно-авиационную школу пилотов.
В 1934 году назначен командиром эскадрильи.
 С 1939 заместитель командующего ВВС Балтийского флота.
Участник советско-финляндской войны 1939—40.
В боях Великой Отечественной войны с июня 1941. Командовал ВВС Балтийского флота, участвовал в бомбардировке Берлина в августе 1941.
За умелое руководство боевыми действиями ВВС флота, личное мужество и отвагу генерал-полковнику Самохину 29.6.45 присвоено звание Героя Советского Союза.
За годы войны Балтийская авиация под командованием генерала Самохина сбила 2500 немецких самолетов, потопила 1200 кораблей, уничтожила огромное количество орудий, танков и другой боевой техники врага.
 После войны окончил ВАК при Военно-морской академии в 1947 году и при Военной академии Генштаба в 1951 году. Командовал ВВС ряда флотов.
 С 1951 начальник ПВО ВМС — заместитель командующего авиацией ВМС,
с 1957 заместитель главкома Войсками ПВО страны, в 1961— 1963 помощник главкома Войсками ПВО страны.
 С 1963 года уволен  в запас по состоянию здоровья. Жил  в Москве , занимался  научно-исследовательской работой. Вел активную общественную работу по пропаганде опыта Великой Отечественной войны.  При его активном участии в 1979 году на Балтике была проведена научно-теоретическая  конференция ветеранов морских   летчиков, итогом  которой стал  выпущенный Калининградским книжным издательством  сборник «Крылья Балтики».
 19 августа 1998 года  М. И. Самохин скончался. Его похоронили на Троекуровском кладбище рядом с могилой генерала Л. Я. Рохлина.
Родина высоко оценила заслуги М.И. Самохина. Он награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 2 степени, 2 орденами Ушакова 1 степени, орденами Отечественной войны 1 степени, орденом Жукова, 2 орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями. 


2.Следующий герой этой страницы - Геннадий Ильич Данке.
Всех станичников поздравил с Днём Победы  ветеран войны, писатель, историк, житель города Саратова Геннадий Ильич Данке(в 30-40-е годы  XX века живший в Михайловской).


Данке Г.И. – поэт, писатель, историк(1924-2015).

            Родился 10 января 1924 года  в деревне Коврига Шадринского района Курганской области в семье школьного учителя. Мать его была   конторской работницей, а позже – учительницей начальной школы.
            Учебу  Г.И.Данке  начал в Коврижской начальной школе Курганской области. После смерти отца семья переехала  в 1933 году к родителям матери в станицу Михайловскую Урюпинского района Нижнее-Волжского края (сейчас Волгоградская  область). Здесь Данке продолжил образование. В 1939 году Геннадий вступил в  комсомол (Молодежную
организацию в школе).
С детства увлекался техникой, авиацией, занимался в кружках районной ДТС (Детской технической станции).                                                                       
 После 9 классов по направлению райкома ВЛКСМ (Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи) в 1940 году поступил в Саратовский авиационный техникум.
Но война прервала учебу. С июля 1941 года включился в трудовую жизнь. Работал на авиационном заводе г. Саратова, на оборонительных работах в г.Урюпинске и под Сталинградом. После окончания курсов трактористов работал на ремонте тракторов в Салтынской МТС и трактористом в колхозе им. Калинина в Хоперском районе Сталинградской области (ныне Урюпинский район Волгоградской  области).
            В июле 1942 года был призван в Красную Армию. Участвовал в Великой Отечественной войне на Сталинградском, Южном, 4-м и 3-ем Украинских фронтах пулеметчиком и командиром пулеметного отделения в 9-ом ОПАБ (отдельный пулеметно-артиллерийский батальон) 1-ого Гвардейского Укрепрайона. Звание-Гвардии  младший сержант. В 1944 году,
после тяжелого ранения, получил инвалидность и  был демобилизован.
            В 1944-1945 годах работал кассиром в колхозе и преподавателем в семилетней  школе хутора Бугры, а потом до середины 1947 года ответственным секретарем районой газеты в ст. Михайловской (сейчас Урюпинский район Волгоградской области).
            С 1947 года по 1950 год Г. И. Данке работал и учился в педучилище с. Инсар Мордовской АССР. Во время учебы в училище Г. И.  Данке участвовал в издании радиожурнала для родителей «Семья и школа».
            После окончания педучилища с отличием и в счет 5-процентов  Данке поступил в Саратовский Госуниверситет. В 1955 году Г. И. Данке окончил университет по специальности «историк». 
В 1955 году после окончания университета Данке по направлению работал замполитом и преподавателем истории КПСС в техническом училище г.Бийска Алтайского края.
            С 1956 по 1962 годы Данке работал в Башкирской АССР.Сначала завучем и  преподавателем истории в средней школе, потом ответственным секретарем  вновь  организованной газеты в г.Сибай,а через два года замдиректором и преподавателем истории КПСС в медучилище.
            С 1962 г. до выхода на пенсию (1979г.) Геннадий Ильич работал ассистентом  и старшим преподавателем философии в Саратовском сельхозинституте.
            Всю свою жизнь Данке активно участвует в общественной работе. Его заслуги отмечены многими почетными грамотами местных организаций, райкомом КПСС,   благодарностью ЦК ВЛКСМ.  Г. И. Данке награжден Советским правительством орденом Славы 3 степени,
 7 медалями, в том числе «За победу над Германией в Великой Отечественной войне  1941-1945 г.г.», «Ветеран труда».
            С 1982 года Г. И. Данке является членом Городского Совета ветеранов КПСС и  ВЛКСМ, с 1987 года - член историко-революционной секции Областного Совета ветеранов войны и труда.
            Геннадий Ильич встречается с молодежью, рассказывает о Великой Отечественной войне.
            Геннадий Ильич поддерживает связь с родной станицей: он ведет переписку со многими станичниками, интересуется новостями культурной и социальной жизни.  В 1985 году Данке приезжал на празднование 50-летия Михайловской средней школы.
            Всю свою сознательную жизнь Геннадий Ильич пишет стихи, повести, фельетоны, юморески. Первые его работы вышли в свет в периодической печати, а с 2000 г.  начинают издаваться его книги.
                           
            Книги Г. И. Данке :
 1.«Сказ про Ивана Россияна и фашистского тирана»(2000г.),
 2.«С улыбкой о серьезном : фельетоны, анекдоты, эпиграммы, юморески»(2002г.),
 3.«Кровью солдатского сердца» ч.1(2002г.),
 4.«Госпиталь на колесах»(2002г.),
 5.«Город-утес»(2002г.),
 6.«Кровью солдатского сердца» ч.2(2003г.),
 7.Повести  : «Зеленые фуражки», «Ложка», «Повесть о первой любви»(2003г.),
 8. «Сказ про Ивана Россияна и фашистского тирана»(2004г.),
 9.«Победители:роман в стихах»(2005г.),
 10.«Воскресший из мертвых»(2005г.),
 11. Сборник «Вечный огонь памяти»(2005г.)- 6  стихотворений Данке,
 12. «Оборванная юность»(2006г.),
 13. «Кровью солдатского сердца»(2006г.),
 14. «По канату над пропастью»(2006г.),
 15. «В пекле Междуречья»(2007г.),
 16. «Станица Михайловская на Хопре»(2007г.),
 17. «От Волги до Днепра»(2007г.),
 18. «Фольклор(из записок 20-го века»(2008г.).

22 июня 2015  года Геннадий Ильич Данке на 91 году  ушёл из жизни.  Станичники чтут память  писателя. Книги Данке  и стенд с его биографией находятся в Михайловской сельской библиотеке.                      
    Книги  Г. И. Данке о станице Михайловской : "Оборванная юность", "Станица Михайловская на Хопре". 


3.Художник с улицы Машкова -  Николай Алексеевич Матасов.


Матасов Николай Алексеевич
(1919-2004)
Матасов Николай Алексеевич родился 6 мая (по старому стилю), 21 мая (по паспорту)  1919 года в хуторе Ершиловка в трудовой крестьянской семье. С детства ему вместе с отцом приходилось трудиться  в поле, во дворе со скотом, а с 12 лет работал в поле один: пахал, бороновал землю и даже сеял хлеб. В 1930 году семью его отца раскулачили, а Николай бежал
на теплый юг. Так он добрался до Таджикистана. Тяга к рисованию  проявилась у мальчика в шестом классе Железнодорожной школы-интернала в 1933 году. В год открытия художественного училища в городе Сталинобаде желание учиться живописи стало мечтой Николая. Но поступил в училище будущий художник только с третьего захода в 1936 году, так как проводимая в то время национальная политика  подбора кадров предполагала преимущество таджикских абитуриентов перед русскими. Но, благодаря своим способностям, Матасов вскоре после поступления был переведен на третий курс и окончил училище вместе с первым набором студентов.
В 1941 году, когда художники заканчивали дипломные работы, началась война. Получив диплом об окончании художественного училища, Николай поступил работать в Парк Культуры и Отдыха  им. В. Ленина г. Сталинобада. Он мечтал поступить в Ленинградскую академию художеств, но война смела все его планы.
20 сентября 1941 года Матасова призвали в Красную Армию, а 10 ноября 1941 года в составе 22 кавалерийского полка 20 дивизии он вступил в бой на защиту Москвы. Бои были очень тяжелые, 24 ноября, находясь в окружении, его часть понесла тяжелые потери. Николай был ранен, конь  был убит,  и немецкие солдаты вытащили его из-под коня, художник попал в плен и был доставлен в концлагерь в г. Можайск.
В фашистском плену Матасов находился 12 дней. В декабре 1941 года ему удалось бежать из немецкого эшелона под станцией Уваровка Московской области. Скрываясь от немецких солдат в этой области, Николай  промышлял искусством – рисовал портреты населению деревни Гнилое. Так зарабатывал свой хлеб.
Первый Московский удар в Великой Отечественной войне очистил от фашистских войск район этой области и художник вернулся к своим. Прошел специальную проверку НКВД в Гороховецких лагерях Горьковской области местечко Фларищево. Затем он был направлен в 185 артполк 15 артбригады 3 артдивизии РГК, где с боями дошел до победы. В этой части Матасов был дважды ранен, награжден четырьмя орденами: Красной звезды, Славы III степени, Отечественной войны двух степеней, тремя медалями, 23 благодарностями Сталина. В 1944 году вступил в члены Коммунистической партии Советского Союза.
Сержанта-орденоносца командование выдвинуло в качестве кандидата для участия в параде Победы на Красной площади. Но поучаствовать в этом параде Матасову не пришлось.
Для участия в параде отбирали не только по заслугам и наградам, но и по росту. Максимум – 1м 79 см, минимум- 1м 71 см. А у Николая рост был 1м 65 см. Вот так и не попал художник в тот строй победителей. Но он не не унывал, а в свободное время  занимался любимым делом- много
и с удовольствием рисовал.
К сожалению, рисунки не сохранились.  Однажды, в минуты отдыха, находясь в предместье Дрездена, Николай рисовал. Мимо проходил пожилой немецкий пастор, остановился около художника и вдруг снял шляпу.
-Почему он это сделал? - спросил  Николай Матасов у своего товарища, сидящего рядом с ним и знавшего немецкий язык.
-На настоящее искусство надо смотреть с обнаженной головой, - ответил пастор и пошел дальше.
Эти слова окрылили молодого сержанта  и он решил полностью посвятить себя труду
художника.
В 1946 году после демобилизации Матасов  вернулся в Сталинобад и поступил работать в мастерские ХУДФОНДА.
            Первая творческая работа молодого художника была выполнена на первую послевоенную сельхозвыставку, это «Студенты Сельхозинститута». Также он принял участие в выставке молодых художников.
            Затем работал в Артели «Художник» в художественных мастерских Дома Офицеров, где, в основном, выполнял оформительские работы. Тяга к творческой деятельности снова привела Николая Алексеевича в коллектив Художественного Фонда в 1950 году. С этого года Матасов принимал участие на всех выставках республики Таджикистан.
            Первым относительно серьезным произведением  явилась работа «В колхозном саду». В 1954 году по этой картине Матасова приняли в кандидаты Союза Художников, и в этом же году художник написал картину «Трудовые будни», которая участвовала на меже республиканской выставки Средне-Азиатских республик и Казахстана. Эта работа была положительно отмечена в Центральной Прессе. Такая оценка окрылила художника, он уверовал в свои силы, и был принят в члены Союза Художников. С 1955 года Матасов много работал над своим творческим
ростом, много писал этюдов и выступал на выставках с тематическими произведениями.
            В 1956 г. на выставке декады Таджикской литературы и искусства в Москве:
            1. «У дороги».
            2. «Освобожденная земля».
 С картиной «Освобожденная земля» Николай Александрович участвовал на юбилейной выставке «40 лет советской власти» в Москве, которая с выставки была приобретена музеем Третьяковская галерея, картина имела положительные отзывы в прессе и вошла в альбом этой выставки. «Освобожденная земля» побывала на выставках в Японии, Индонезии, Китае, Индии.
О Матасове писали в газетах, фотографии его картин печатали в каталогах, художественных альбомах, на цветных открытках, в журналах «Огонек», «Советский Союз» и др.
            Почти каждый год Матасов участвует в республиканских и других художественных выставках. Названия его картин говорят сами за себя:
«Чабан», «Плоды земли», «Хозяин гор», «На стройке», «Портрет колхозника», «Гульсара», «На хермане».
            Матасов посвятил все творчество того времени простым труженикам – хлопкоробам и
животноводам, его любимой темой была тема единения природы и человека. И выражал свои мысли на полотнах в духе русского импрессионизма.
С 1957 по 1965 годы Матасов много работал в монументальной и орнаментальной росписи. Он создавал мозаичные панно и росписи Домов Культуры Таджикистана.
В 1968 году картина «Дорога  в горы» была приобретена в Москве в выставочный фонд Союза Художников СССР
В Таджикистане художник прожил 65 лет. За это время прошло 3 его персональных выставки, только на первой он выставил 250 работ.
В 1993 году из-за национальных беспорядков в Таджикистане Матасов со своей семьей переехал в Россию как беженец, оставив в Душанбинском краеведческом музее 80 лучших своих работ.
Урюпинский районный комитет по культуре предоставил художнику жилье в станице Михайловской, помог сделать ремонт и подарил дом Матасову. По воле случая или неслучайно дом Матасова был на улице Машкова, напротив дома великого живописца.
В станице художник снова начинает творить. Он пишет пейзажи, портреты казаков, натюрморты с полевыми цветами.
В 1994 году в Урюпинском краеведческом музее открылась персональная выставка Н.А.Матасова из 50 работ разных лет под названием «Была страна».
В 1996 году Матасов принимает активное участие в создании станичного краеведческого музея, подарив в музей 11 картин.
Дом Матасовых всегда открыт для людей. К художнику часто приходят гости, приезжают художники. Николай Алексеевич, несмотря на преклонный возраст, все время работает, пишет этюды, обдумывает сюжеты новых картин.
В конце 90-х годов Матасовы переезжают в г.Урюпинск. Художник передал городу 120 картин в Художественную галерею. В последнее время Николай Алексеевич часто болел. 31 мая 2004 года  Н. А. Матасов умер. Но нам, живущим сейчас, и нашим детям он оставил свои картины. Их у художника более 1000. В самом расцвете своих творческих сил Матасов писал       «я стремился своим скромным трудом пробудить у зрителей думы о красоте труда и мира в окружающей природе, который нужно беречь. И если мне в какой-то мере это удалось, то я живу не напрасно». Без сомнения, художнику это удалось.

Николаю Алексеевичу Матасову

Нелегкою была судьба,
Зато прекрасен век и долог.
Перемолол беду, войну
Неутомимый жизни молох.
Остались – мудрость и талант,
В искусстве сказанное слово.
Души твоей прекрасен сад –
Художник с улицы Машкова.

4. Певец казачества - Дмитрий Ильич Петров(Бирюк)


Дмитрий Ильич Петров(Бирюк)
(1900-1977)
Дмитрий Ильич Петров(Бирюк) родился 18 октября 1900 года в станице Староанненской на реке Бузулук в казачьей семье. Детство его было горьким и сиротским. Мать Прасковья Дмитриевна умерла, когда Мите не было и семи лет. Отец Илья Петрович был добрый, но слабохарактерный и мало занимался воспитанием сына. Предоставленный самому себе, тот рос почти без надзора.
 Родители Мити были не только грамотны, но и начитаны. К семи годам он уже умел читать и писать. Чтение  было отдушиной мальчика в нелегкой жизни.
Родственные связи отца и желание найти лучшую жизнь побуждали его выезжать в окружную станицу Урюпинскую. Вместе с собой он брал подрастающего сына. С детства Митя воспитывался на уважении к делам и подвигам казачьим, о коих он слышал везде -дома, в церкви, на улице, в училище.         
 Отец Дмитрия женился второй раз на казачке из хутора Лысогорского и переехал с сыном к жене. Юность и молодость Дмитрия прошли в хуторе Лысогорском. В 1918 году  Петров вступает в красногвардейскую дружину, а затем становится бойцом 2-го пехотного казачьего советского полка. С оружием в руках недавний батрак борется за народную власть на Дону. В каких только переплетах не оказывался юный красногвардеец! Не раз побывав под пулями, он испытал застенки  белоказачьей тюрьмы в станице Урюпинской. 
В 1920  году Дмитрий был принят в ряды Коммунистической партии. Он был председателем Сельского Совета в хуторе Лысогорском, секретарем комитета бедноты станицы Михайловской, позже работал инструктором станичного земельного отдела и агентом жилотдела в станице  Урюпинской.
В хуторе Лысогорском  молодой красноармеец познакомился с местной казачкой активной комсомолкой Тоней Затяминой, которая впоследствии стала его женой и прошла с ним до конца весь нелегкий, но счастливый путь.
В середине двадцатых годов Дмитрий Ильич работает ответственным секретарем
Станичного комитета Коммунистической партии в станице Ново-Николаевской. В 1925 году он начинает печататься  в газете «Красный Хопер» ( «Урюпинская правда») и берет себе псевдоним Бирюк ( это была фамилия его деда, на языке казаков – волк).
В 1927-1929 годах Петров становится профессиональным журналистом и занимает должность заместителя редактора окружной газеты «Красный Хопер» в Урюпинске, затем работает в Москве в газете «Беднота», а с 1932 года надолго поселяется в Ростове-на-Дону, имея уже одну книгу «Колхозный Хопер». Там Петров работает редактором Северо-Кавказского книгоиздательства.
 В 1934 году вышел в свет его первый роман «На Хопре», а год спустя появилась первая книга трехтомной эпопеи «Сказание о казаках» (закончена в 1952 году), принесшая ему заслуженную славу писателя-реалиста.
 В 1935 году начинается учеба Дмитрия Ильича в Литературном институте им.Горького в Москве. 
В 1936 году в ростовской газете «Молот» под рубрикой «Заметки читателя» появляется статья «Казаки» Я. Алтухова. Он убежден, что роман Петрова(Бирюка) «Казаки» «может стать ценным  вкладом  в советскую художественную литературу». Высокую оценку романа «Казаки» дал в 1937 году С.М. Буденный. И.В.Сталин тоже прочитал этот роман и остался доволен: «Шолохов писал об отношении к Советской власти зажиточного казачества, а Петров-Бирюк – об отношении нищего казачества к власти Советской». В том же 1937 году в клубе одного из кавалерийских полков г.Москвы проходило обсуждение романа, организованное издательством «Советский писатель». Участник этого обсуждения Рин в статье «На верном пути» писал: «Произведение свидетельствует о свежем даровании автора. Основное достоинство книги – правдивое изображение казачьего быта».
 Но среди писателей того времени нашлись завистники, по их наветам Петрова(Бирюка) объявили врагом народа и посадили в тюрьму. Там писатель пробыл около двух лет. Дмитрий Ильич сумел переправить на волю письмо И.В. Сталину. Первый руководитель страны разобрался в ситуации и Петрова (Бирюка) освободили с восстановлением всех прав и изданием его книг, изъятых и уничтоженных во время ареста.
Во время Великой Отечественной войны (1943г.) Дмитрий Ильич руководил Донской писательской организацией.
Широкую славу получили также его романы : «Кондрат Булавин»(1945-1951годы)- о восстании казачества и работных людей против крепостного ига и феодализма в начале XVIII века ; «Сыны степей донских»(1953г.) - об участии донских казаков под командованием Платова в войне 1812 года ; «Юг в огне»(1957г.) - о гражданской войне на Дону и его продолжение «Перед лицом Родины».
В 1964 году Петров(Бирюк) переезжает в г.Москву. Там он продолжает писать новые произведения :  «Братья Грузиновы»(1969г.)-конец VIII века, очерки «Встречи на Бузулуке»(1970г.), книгу «Иван Турчанинов» (1973г.), автобиографическую повесть «История моей юности».
До конца своих дней Дмитрий Ильич поддерживал связь со своими  лысогорскими и урюпинскими земляками, присылал им свои книги, приезжал в гости.
Умер Д.И.Петров(Бирюк) в Москве 2 февраля 1977 года. Похоронен на Кунцевском кладбище. Вдова писателя передала его основной архив в фонды библиотеки имени В.Ленина  и архив Союза писателей СССР. Сын писателя Геннадий Дмитриевич (род. В 1928 году в г.Майкопе) стал профессором, заслуженным деятелем науки и техники России, Лауреатом Государственной премии СССР и имел много правительственных наград.           
Творчество Д.И. Петрова(Бирюка) посвящено Дону, людям нашего края, наиболее драматическим  и славным страницам его истории. Образный язык, динамичные сюжеты и стройная композиция являются отличительными чертами его нестареющих произведений, изданных во многих странах.
В память о знаменитом писателе в Урюпинском  краеведческом  музее открыта экспозиция с личными вещами с дачи Петрова(Бирюка), в Михайловской  сельской библиотеке  есть экспозиция в честь казачьего летописца, а в хуторе Лысогорском  в честь 100-летия со дня рождения  Дмитрия Ильича на Доме Культуры была открыта мемориальная доска с его именем.

Ученики  Михайловской школы  знакомятся с жизнью и творчеством  Петрова(Бирюка)  на уроках  краеведения.


5. Краевед, фольклорист - Борис Степанович Лащилин.
 
                                           Борис Степанович Лащилин
                                                         (1906-1987)
Борис Степанович Лащилин родился 21 сентября 1906 года в станице Михайловской-на-Хопре. Учился в Михайловском приходском, затем в высшем начальном училище. По окончании его поступил в Урюпинскую мужскую гимназию, которую закончил в 1926 году. С1926 по 1930 годы учился в Московском литературоведческом институте при Государственной академии художественных наук  СССР.
 С 1930 по 1940 годы Борис Степанович работал корреспондентом Волгоградского отделения ТАСС и одновременно корреспондентом газет «Советская деревня», «Урюпинская правда».
    В годы войны, по воспоминаниям старожилов, Лащилин был прикован к постели. Только после окончания войны он победил болезнь и снова начал активно писать.
 Борис Степанович обладал поистине энциклопедическими знаниями по истории, этнографии, флоре, фауне родного края. Свои знания он с радостью передавал всем, с кем общался: односельчанам, гостям станицы Михайловской, читателям и друзьям по переписке. Письма приходили к Лащилину со всех концов России и даже из-за границы.
   За сорок с лишним лет писательской деятельности  Михайловский краевед создал 16 книг. Его произведения посвящены истории родного края, жизни хоперского казачества. Наиболее известными являются книги «На родных просторах», «Родное и близкое», «Хороша река Хопер», «Одолень - трава». «Донские сказы». Борис Степанович всю свою любовь к Родине вкладывал в работу над книгами, отсюда и названия его произведений «Родное и близкое», «На родных просторах».
 Много лет посвятил Лащилин собиранию и обработке устного народного творчества. Писатель стал участником пяти фольклорных экспедиций и был консультантом при постановке фильмов, пьес по знанию традиций казачьего быта. Последняя фольклорная экспедиция примечательна тем, что в ней принимала участие композитор Александра Пахмутова, тогда студентка Московской государственной консерватории.
  Результаты своих экспедиционных изысканий по казачьим станицам и хуторам Лащилин издает в виде нескольких сборников казачьих народных песен, частушек, легенд и преданий.
Борис Степанович становится  известным писателем, он лично знаком с М. Шолоховым, И. Машковым, Д,Петровым(Бирюком), другими писателями и художнтками. Но известность и уважение читателей не изменили характера Лащилина. Всю свою жизнь, за исключением лет учебы и рабочих поездок, он прожил в станице Михайловской в маленьком домике. Сначала Писатель жил со своей матерью (его отец умер, когда Лащилину было 2 года). После смерти его матери, его лучшей наставницы, духовной учительницы, первого критика  всех его ранних произведений Борис Степанович жил один, поэтому его часто называли «хоперским отшельником».
В 1982 году  Лащилин женился на своей первой возлюбленной, любовь к которой он пронес через всю жизнь, Тихомировой К. И.
20 января 1987 года Борис Степанович Лащилин умер в одиночестве, больной и ослабленный, замерз во дворе от лютого мороза. Его жена находилась в это время в г. Воронеже.
Вклад Лащилина в развитие краеведческой литературы, без сомнения, велик. Б.С.Лащилин один из первых начал работу по восстановлению доброго имени  Донского казачества.
                   6. И.И. Машков - "король атюрморта"
                                                  (1881-1944)
Илья Иванович Машков
Илья Иванович Машков родился 29 июля 1881 года в станице Михайловской в бедной многодетной семье. С малых лет Илья познал, что значит тяжелый труд за кусок хлеба.
         В 11 лет после окончания начальной приходской школы мальчика отдают «в люди» к купцу Юрьеву в город Борисоглебск. Каторга его продолжалась до 19 лет. Единственным отдыхом и развлечением от непосильных работ было рисование. В Борисоглебске Машков знакомится с учителем рисования из гимназии Евсеевым Николаем Александровичем, который посоветовал Илье поступать в Московское училище живописи. В августе 1900 года, выдержав большой конкурс, Илья становится учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
         Учился он страстно.Еще в училище он стал давать уроки для тех, кто готовился поступать туда, а затем открыл школу, которая в последствии стала одной из самых почитаемых частных школ в г. Москве.
         Вскоре Илья Иванович становится признанным художником. В 20-е годы он был участником и организатором множества выставок, как  в нашей стране, так и за рубежом.
         Своими работами Машков стремительно завоевал успех у истинных ценителей искусства, и уже в 1928 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусства. В 1929 году правительство назначило художнику пожизненную пенсию.      Он становится членом коллегии по изобразительному искусству Наркомпроса, ректором бывшего училища живописи.
         Много сил Илья Иванович отдает делу воспитания  молодых художников. 27 лет посвятил он педагогической работе. Учениками Машкова были  Мухина, Соколов-Скаля, Гончаров, Меркулов и др.
         Много Илья Иванович сделал для развития культурной жизни в станице, куда он приехал в 30-е годы. Он организовал изокружок, в котором учил местную молодежь азам изобразительного искусства. Но самой большой его мечтой было строительство в станице Дома социалистической культуры. И вот, благодаря стараниям и инициативам Машкова, а также поддержке органов Советской власти, 7 ноября 1931 года в станице Михайловской был открыт Дом Социалистической Культуры. При нем работали различные кружки : драматический, селькоровский, музыкальный, медицинский, физкультурный, антирелигиозный и др. Это был для села, по существу, целый университет.
         Когда началась Великая Отечественная война, Илье Ивановичу было 60 лет. Машков пошел работать в Лефортово, в 1-ый Московский эвакогоспиталь. Благодаря художнику до нас дошли образы людей, не жалевших жизни за Родину, правдивый рассказ об их подвигах.
         Творческое наследие И. И. Машкова огромно: оно составляет сотни живописных работ (натюрморты, портреты, пейзажи) и рисунков, хранящихся во многих музеях, частных собраниях в нашей стране и за рубежом.  Но  Машкова называют  "королём натюрморта", так как именно  в этом жанре  он достиг небывалых высот.
         Умер Илья Иванович 20 марта 1944 года.


7. Степанов Виталий Николаевич - океанолог  с Хопра

                                             (1914-1996)
      Степанов Виталий Николаевич

Степанов Виталий Николаевич родился 4 августа 1914 года в станице  Михайловской области Войска Донского (сейчас Урюпинсого района Волгоградской области) в семье горного инженера и домохозяйки. Вскоре после рождения сына семья переехала в г.Харьков. Отец Виталия до и после Октябрьской революции1917г. работал  горным инженером  на различных рудниках Донбасса. Закончив работу на шахтах, отец Степанова стал доцентом, а затем  и заведующим кафедрой Харьковского горного института
В 1930 году Виталий Степанов закончил среднюю школу №36 г.Харькова и поехал  поступать в город Ленинград в университет. Сдав вступительные экзамены, он поступил на географический факультет Ленинградского государственного университета, где учился с 1934 по 1939 годы. После окончания университета  юноша приобрел специальность
географа- гидролога моря и был направлен на работу в Арктический научно-исследовательский институт Главсевморпути.
С этого момента началась активная научно-исследовательская деятельность
молодого ученого.  За годы работы в институте (1939-1955 гг.) Степанов участвовал
в трех  арктических экспедициях (1940,1943,1950 гг.). Помимо изучения природы
арктических морей, он занимался научно-оперативным обслуживанием  навигации
на Северном морском пути. Это было особенно важно в годы Великой Отечественной
войны, когда перевозка  грузов по северной трассе играла исключительно большую роль
Накопленный в экспедициях научный материал лег в основу 25 научных работ и
диссертации, которую Виталий Николаевич защитил  в 1947 году, получив ученую степень кандидата географических наук (1948 г. - старший научный сотрудник, 1951 г. – доцент).
После защиты диссертации он, помимо основной работы в институте, стал читать
курс  лекций в Ленинградском высшем инженерно-морском училище и одно время даже заведовал кафедрой океанологии.
В 1955 году Степанова приглашают работать научным сотрудником в
Институт океанологии в Москву (ныне ИО РАН). В 1962 году  Виталий
Николаевич становится  заведующим лабораторией физической  океанографии.
Московский период научной деятельности нашего земляка был намного плодотворнее
Ленинградского. Достаточно будет привести только один факт его научной биографии.
За период с 1980 по 1986 годы Степанов подготовил более 50 научных работ, из которых
17 монографий (крупных в несколько сот страниц  книг), в том числе две 6-томные серии
Монографий - атласов по исследованию гидрофизических полей северных частей
Атлантического и Тихого океанов. Такой научный подвиг мог совершить только Ученый с большой буквы! И тем более удивительно, что Виталий Николаевич защитил докторскую
Диссертацию в 70 (!) лет.
      Более полувека  отдал Степанов изучению природы Мирового океана, став веду-
щим ученым мирового масштаба в этой области. Им написано свыше 250 работ, из них
 49 монографий и 40 научно-популярных брошюр и статей. Около 20  его работ опубликовано  на иностранных языках. Он был главным и ответственным редактором 25 книг.
Многие его работы получили премии на различных, в том числе и всесоюзных конкурсах.  Особенно широко известны монографии Степанова  «Мировой океан. Динамика и свойства вод», «Природа Мирового океана» и «Океаносфера».  Более 10 лет В.Н. Степанов вместе с коллективом  ученых лаборатории физической океанографии проводил климатолого – статистические исследования гидрофизических  полей Мирового океана. Они были основаны на использовании всех накопленных к тому времени океанографических материалов.
Для  их обработки была создана специализированная система на ЭВМ с банком данных. Разработанная методика и результаты ее применения  значительно превзошли то, что в этом плане было сделано за границей. Два цикла 6-томных монографий-атласов, представ-
ляющих большой научный и прикладной интерес, получили межведомственные премии
имени  Ю.М. Шокальского.
Профессор В.Н. Степанов кроме научной успевал вести большую общественно-научную  работу. Он был членом нескольких ученых советов  Института океанологии, членом
редколлегии журнала «Знание-сила» и редакционно-издательского  совета общества «Знание». В этом обществе он около  20 лет был членом правления и президиума,
состоял  в нескольких методических советах и комиссиях. Будучи членом  Союза журналистов,  Виталий Николаевич во время участия  в экспедициях  был собственным
корреспондентом газеты  «Известия».
На протяжении многих лет Степанов сотрудничал с Центральным телевидением
в  программах  «Клуб кинопутешествий» и «Человек и природа».
За  заслуги  перед наукой и  Отечеством В.Н.Степанов  был награжден  Орденом «Знак Почета»  и 4 медалями, а в 1990 году получил звание заслуженного деятеля науки России.
Крупнейший океанолог второй половины  XX  века наш  земляк – Виталий  Николаевич Степанов скончался 17 июня 1996 года в Москве после  тяжелой болезни на 82 году  жизни.
 Биография  составлена  по материалам  С. Н. Моникова
Океанолог с Хопра
http://sor.volsu.ru/library/docs/00000622.pdf


             8.Михаил Семенович Родионов - художник, скульптор
                                               (1885-1956)




Михаил Семенович Родионов, выходец из дворянской семьи, родился 15 июня 1885 года в станице Михайловской на Хопре. Вскоре после этого семья переехала в г. Москву.

В 1905 году, окончив гимназию, Михаил стал студентом юридического факультета Московского университета. Уже в это время юноша неплохо рисовал, но окончательный выбор он сделал после посещения в 1906 году Италии.
Вернувшись в Москву, Родионов поступил в популярное в то время учебное заведение — художественную школу Ф.И. Рерберга и А.Н. Михайловского.
В 1908 году молодой человек оставил университет и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сначала он учился в фигурном классе, а затем, в 1910 году, перешел в натурный. К этому времени относится конфликт между студентами и преподавателями, поддерживавшими старые традиции в обучении и отрицавшими новые направления, уже признанные в европейском мире искусства. Вместе с другими бунтовщиками Родионов был исключен из училища.
     В этом же году Михаил побывал в Париже. Здесь в течение шести месяцев он изучал искусство старых и современных мастеров, посещал художественные студии.
Вернувшись в Москву, Родионов начал работать в частной школе И. И. Машкова. В 1915 году, решив все-таки получить художественное образование, он поступил на скульптурное отделение все того же Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1918 году Родионов благополучно завершил свое обучение.
     В начале 1920-х годов Родионов сотрудничал в журнале «Маковец». Он стал одним из учредителей нового художественного объединения под тем же названием. Члены объединения ставили перед собой цель нести искусство в массы. Они организовывали выставки, на которых представляли свои работы. Общество просуществовало недолго и распалось уже после своей третьей выставки.
       Большинство ранних произведений Родионова не сохранилось. Его рисунки и картины погибли в годы войны. Зрелые работы художника — это портреты, натюрморты и пейзажи. Пейзажи занимают в его творчестве важное место. На протяжении всей своей жизни мастер писал московские улицы, уголки Подмосковья, Новгорода, Средней Азии.
Хотя в творческом наследии Родионова множество прекрасных портретов, именно в картинах, изображающих природу, проявился неповторимый стиль мастера. Иногда в свои пейзажи художник включает жанровые сцены, но все же большинство его работ — это «чистые», безлюдные ландшафты.
         
 Излюбленной темой живописных и графических работ Родионова была Москва. Среди его рисунков — композиции, на которых узнаешь столицу лишь по отдельным деталям. Таков «Вид на Москву» (1926) с башней Новодевичьего монастыря. В рисунке «Москва. Храм Христа Спасителя» (1926) грандиозное здание храма не дает спутать Москву ни с каким другим городом. Городские пейзажи очень эмоциональны и лиричны, в них ощущается любовное отношение художника к Москве, к ее улицам и зданиям. Чувством восхищения проникнуты и пейзажи, изображающие среднерусскую природу, — берег реки, поросший кустарником, густые кроны деревьев, тропинка в лесу. В простых, непритязательных мотивах художник умел видеть красоту мира.

           В 1927 году вместе с художником С. В. Герасимовым Родионов работал в деревне Прислонихе. Здесь появляются графические пейзажи, изображающие бескрайние просторы, поля и луга. В творчество мастера входят новые темы: сенокос, жатва, стрижка овец. Исчезает прежняя стаффажность в изображении людей. Человеческие фигуры становятся более значимыми и выразительными, они не кажутся чужеродными в этом мире природы, таком совершенном и гармоничном.
Вместе со своими единомышленниками, художниками, работавшими в журнале «Маковец» (С. В. Герасимов, Н. М. Чернышев, М. А. Добров), Родионов посещает старинные русские города — Новгород и Псков.
Здесь появились монументальные и в то же время лаконичные и ясные пейзажи. В них тесно переплетены простота и величавость. Такова картина «Новгород. Собор» (1929). Над маленькими домиками, утопающими в садах, высится строгий белый храм. Его золоченый купол, сверкающий на солнце, устремлен в синее безоблачное небо.
      В Новгороде Родионов выполнил множество графических пейзажей («Новгородский пейзаж», «Нередица под Новгородом», «Новгород. Церковь Федора Стратилата» и др.).
К этому времени относятся и произведения, посвященные труду рыбаков, — рисунки и картины с изображением лодок на реке. Тема воды интересовала художника всегда. Его озера и реки не безлюдны, на них всегда кипит жизнь: снуют маленькие и большие лодки, трудятся рыбаки и рабочие, сплавляющие лес. Множество рисунков и картин создано с конца 1920-х до середины 1930-х годов на реках Волхов, Северная Двина, Ока, Волга, а также на озере Ильмень («Паром на Оке», 1929; «Сплав леса. Северная Двина», 1931; «Ильмень-озеро. Утро», 1934).
           В середине 1930-х годов художник побывал в Крыму. Здесь он выполнил множество графических и живописных работ, живо и точно передающих красоту южной природы, широких морских просторов и величественных скал («Крым. Козы», 1936).
В творческом наследии Родионова целый ряд пейзажей, посвященных природе, городам и селам Средней Азии, где художник побывал дважды. Первый раз — в 1936 году, когда работал над росписями Ташкентского текстильного комбината.
Второй раз он оказался здесь во время войны, в 1941-1943 годах.
Рисунки и картины, созданные в этот период, отличаются ясностью и простотой, но в то же время они необыкновенно выразительны. Особенно хороши акварели — «Фергана» (1942), «Улица в Фергане» (1942, Русский музей, Санкт-Петербург), «Улица в Фергане» (1943, Русский музей, Санкт-Петербург).
        
 Родионов — автор прекрасных книжных иллюстраций. Среди его лучших работ — рисунки к произведениям И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. Скотта. Важное место в его жизни занимала сценография (эскизы костюмов и декорации) и педагогическая деятельность. Начиная с 1920 года и до самой смерти художник преподавал во ВХУТЕМАСе (Высших художественно-технических мастерских).
С 1934 года получил звание профессора на кафедре графики Полиграфического института.
            17 августа 1956  года Михаил Семенович Родионов умер в Москве.

Конечно, М.С. Родионов был художником советской  эпохи, что во многом определяло тематику его работ  (портреты  политических деятелей, изображение труда крестьян и рыбаков и т.д.), несмотря  на это большинство его произведений до сих пор сохранили свою эстетическую и нравственную ценность. Его картины хранятся во многих музеях России, в частности в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном литературном  музее и других.  Мы гордимся таким земляком. 
Список литературы о М. С. Родионове.
1.Е.Буторина. Михаил Семенович Родионов. М., «Советский  художник», 1962.
2. Художественный календарь  «Сто памятных дат», М., «Советский художник», 1974, с.113-115.
3. А. Королев. Мастер графики. Урюпинская правда, 15 июля 1985 г., с.3.

4.  Большая советская энциклопедия. Союз Советских Социалистических Республик. Т. 50.  с.588.
 9. Евгений Александрович Зайцев(род. 1943 г.) -
Генерал-майор авиации, лётчик-истребитель 1 класса                                             
                       
       Евгений Александрович Зайцев родился 15 марта 1943 года по месту ссылки родителей после их раскулачивания в селе Мордино  Корткеросского  района  Коми АССР.  В 1945 году семья вернулась в родные места в хутор Батраковский(близ станицы Михайловской). 
Когда Жене исполнилось 7 лет, он пошёл в Батраковскую начальную школу.  После её окончания продолжил учёбу в Лысогорской семилетке. А с 1957 по 1960 годы Зайцев обучался в Михайловской средней школе.
После этого Евгений поступил в техническое училище №9 г. Волгограда на специальность слесарь-сборщик   металлоконструкций. Затем он начал работать на заводе нефтяного машиностроения.
Ещё со школы у Евгения появилась мечта стать лётчиком. В 1962 году Зайцев   поступил в Качинское военно училище.
 С 1962 по 1966 годы Евгений Александрович учился в Качинском Высшем военном авиационном училище по специальности боевое применение и эксплуатация самолётов. Там он приобрёл квалификацию лётчика-инженера.
Для молодого офицера началась служба в авиации. За успешное несение службы Зайцев с 1966 по 1973 годы получил воинские звания: Лейтенант(27.10.1966г.), Старший  лейтенант(28.12.1968 г.), Капитан(12.02.1971 г.), Майор(30.03.1973 г.).
Евгений Александрович хотел учиться дальше. В 1974 году он поступил в Военно-политическую ордена Ленина и Октябрьской революции Краснознамённую академию им. В.И. Ленина на военно-воздушный факультет. В 1978 году успешно закончил академию.
После этого Евгению Александровичу присвоили следующие звания:  Подполковник(07.05.1976 г.), Полковник(05.09.1980 г.), Генерал-майор авиации(Постановление  Совета Министров СССР от 25.04.1990 г.).
За годы своей лётной службы Зайцев освоил несколько типов самолётов истребительной авиации: ЯК-18 «А», Л 29, УТИ МИГ-15, МИГ-17 – реактивный советский самолёт, МИГ-21 различной модификации, МИГ-23М, МИГ-23 МФ.
За заслуги перед Родиной наш земляк награждён многими орденами и медалями. Лётчик награждён Орденом Красной Звезды(4.05.1972г.) за выполнение Правительственного задания в Арабской Республике Египет. Орден «За службу Родине в ВС СССР 3 степени» (21.02.1978 г.) он получил за успешное освоение новой авиационной техники. Орден «За службу Родине в ВС СССР 2 степени» (20.02.1991  г.) вручили генералу за достигнутые успехи в боевой и политической подготовке.
 В 1993 году Евгений Александрович уволился из рядов ВС СССР
по собственному желанию, в связи с событиями в стране.
   За годы службы лётчик побывал в Германии(1966-1971), в Египте(1971-1972), в г. Мары(1973-1978), в Ивано-Франковске(1979-1983).  С 1987 года Зайцев служил
в Московском Военном Округе посёлке Чкаловский, где он живёт и до сих пор.
   После ухода в запас Евгений Александрович несколько лет помогал в деле восстановления христианских храмов. 1 сентября 2016 года на здании Михайловской школы была торжественно открыта Мемориальная доска с его именем.
«А летать хочется и сейчас,» - говорит Евгений Александрович Зайцев, ведь именно благодаря беззаветной любви к самолётам, он перенёс все тяготы и лишения  военной службы и пронёс эту любовь к небу с юности через всю свою жизнь.
10. Владимир Иванович Весов(1947-2019) -
журналист, писатель, краевед.

Владимир Иванович Весов родился в 1947 году в одной из старейших станиц Хопёрского округа — Староаннинской Новоаннинского района Волгоградской области, в семье потомственных донских казаков. После 11 классов Михайловской средней школы в 1969 году окончил историко-филологический факультет Волгоградского государственного педагогического института. В это же время прошел двухгодичные курсы Университета молодого журналиста.

По окончании вуза преподавал историю, русский язык, литературу, начальную военную подготовку в Михайловской средней школе Урюпинского района.

Служил в Белорусском Краснознаменном военном округе (г. Минск). В 1973 году по направлению областного отдела народного образования назначен директором Новожизненской средней школы Дубовского (с 1977-го Городищенского) района. Проработал в этой должности до сентября 1982 года.

С 1982 по 2000 год — заместитель, затем главный редактор районной газеты «Междуречье» Городищенского района.

Два года преподавал в Шаньдунском педагогическом университете Китайской Народной Республики. По возвращении из Китая три года работал редактором отдела собкоровской сети в областной газете «Первое чтение». С 2005-го — заведующий отделом по основным направлениям областного еженедельника — газеты «Казачий Кругъ».

Член Союза журналистов России.

Издал  18  книг.  Владимир Иванович Весов  ушёл из жизни  1 февраля 2019  года  от  сердечной недостаточности.

Семья

Был женат на Татьяне Весовой. Трое детей: дочери Светлана и Юлия, сын Алексей.

Творчество

Творчество потомственного казака Хопёрского округа Всевеликого Войска Донского, профессионального журналиста Владимира Весова адресовано читателям, интересующимся судьбой казачества, малоизвестными страницами истории родного края.

Из-под его пера отдельными изданиями вышли книги «Тайна Богородицы», «О, сколько нам открытий чудных…», «Хоперский отшельник».

Особое место занимает роман-три о казачестве: «Сей сад принадлежит», «На земле обетованной», «Степные рыцари».

Биография  взята  по ссылке  http://www.cultin.ru/writers-vesov-vladimir-ivanovich.

Книги    Владимира Ивановича Весова:

 «Тайна Богородицы»(1998),

 «Сей сад принадлежит»(2006),

 «О, сколько нам открытий чудных…»(2006),

 «На земле обетованной»,

«Возвращение»(2008),

«Степные рыцари»(2009),

«В поисках Бузулукской Трои»(2009),

«Яблочко наливное»(2010),

«Там, на неведомых дорожках…»(2011),

«13 апостолов»(2011),

 «Святые целители»(2012),

«Живая связь Времен»(2014),

«Автографы рассказывают»(2016),

«Путешествие в страну казаков»(2016), 

«По следам семейной легенды»(2017),

«О чём  рассказали монеты»(2018),

«Остановись, мгновенье…»(2018).



Комментариев нет:

Отправить комментарий